ФАКТОРЫ РЕПУТАЦИИ ВЛАСТИ В ОБЩЕСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ КАЗАХСТАНЦЕВ
DOI:
https://doi.org/10.52123/1994-2370-2025-1492Ключевые слова:
политическая репутация, имидж, образ власти, общественное восприятие, политическая коммуникацияАннотация
В современных политических системах общественное мнение имеет большое значение для укрепления доверия и поддержания легитимности власти. На сегодняшний день многие страны сталкиваются с кризисом доверия к государственным органам, последствия которого оказывают влияние на политическую стабильность. Поэтому вопросы эффективности политической коммуникации между властью и обществом остаются актуальными, особенно в аспекте следования Казахстаном принципам и целям устойчивого развития (ЦУР).
Статья посвящена выявлению и анализу факторов и барьеров, влияющих на репутацию государственной власти в Казахстане. Изучение научной литературы позволило сформировать представление о концепте репутации власти и его соотношении с политическим доверием и общественными ожиданиями. Государственная репутация рассматривается как ресурс власти и результат общественного восприятия, сформированный работой государственных органов, опытом взаимодействия граждан с ними, публичной коммуникацией, установленным доверием и ожиданиями.
Анализируется роль принятых в Казахстане мер по совершенствованию обратной связи в политической коммуникации. На основе первичных и вторичных данных показаны особенности и уровень информированности граждан о политических процессах как показатель влияния на восприятие власти. Исследование акцентирует внимание на проблематике трансляции имиджа власти.
Библиографические ссылки
Список литературы
Levi Margaret & Stoker Laura. (2000). Political Trust and Trustworthiness. Annual Review of Political Science - ANNU REV POLIT SCI. 3. 475-507.
Hofstede G. Culture's Consequences: Comparing Values, Behaviors, Institutions and Organizations Across Nations. – SAGE, 2001. – 596 p.
Lægreid, Per & Christensen, Tom. (2005). Trust in Government: The Relative Importance of Service Satisfaction, Political Factors, and Demography. Public Performance & Management Review. 28. 679-690.
Van de Walle, Steven & Bouckaert, Geert. (2003). Public service performance and trust in government: The problem of causality. International Review of Administrative Sciences. 8. 891-913.
Bustos, E.O. (2021), Organizational Reputation in the Public Administration: A Systematic Literature Review. Public Admin Rev, 81: 731-751. https://doi.org/10.1111/puar.13363
Kim S., & Lee J. (2012). E-Participation, Transparency, and Trust in Local Government. Public Administration Review, 72(6), 819–828. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/abs/10.1111/j.1540-6210.2012.02593.x
Maor, Moshe. (2015). Theorizing Bureaucratic Reputation.
Carpenter, Daniel & Krause, George. (2014). Transactional Authority and Bureaucratic Politics. Journal of Public Administration Research and Theory. 25. 5-25. 10.1093/jopart/muu012.
Castells, Manuel. (2007). Communication, Power and Counter-Power in the Network Society. Journal of Communications - JCM. 1.
Bjørnå, H., Steinveg, B. and Hernes, H.-K. (2022). Local politicians in the age of new media. Frontiers in Political Science, 4: 917716. doi: 10.3389/fpos.2022.917716
Mudde C. "Populism: An Ideational Approach" OxfordThe Oxford Handbook of Populism (2017) p. 27 - 47.
Levi Boxell, Matthew Gentzkow, Jesse M. Shapiro. IS The internet causing political polarization? evidence from demographics. Cambridge, 2017. p.26. https://www.nber.org/system/files/working_papers/w23258/w23258.pdf
Rashed Salem Alhaimer, 2023. "Unveiling the digital persona image: the influence of social media on political candidates’ brand personality and voter behaviour in Kuwait," Palgrave Communications, Palgrave Macmillan, vol. 10(1), pages 1-12. https://www.nature.com/articles/s41599-023-02420-4
Oliver J. (2011). Managing Citizens’ Expectations of Public Service Performance: Evidence from Observation and Experimentation in Local Government. Public Administration. 89. 10.1111/j.1467-9299.2011.01962.x.
Carpenter D.P. and Krause G.A. (2012), Reputation and Public Administration. Public Administration Review, 72: 26-32. https://doi.org/10.1111/j.1540-6210.2011.02506.x
Easton D. (1975). A Re-Assessment of the Concept of Political Support. British Journal of Political Science, 5(4), 435–457.
Tyler Tom. (2006). Psychological Perspectives on Legitimacy and Legitimation. Annual review of psychology. 57. 375-400. 10.1146/annurev.psych.57.102904.190038.
Habermas, Jurgen «Legitimation Crisis». Publisher: Heinemann educational publishers, 1976 . – 189 c.
Аюбаева С.С., Кусаинова Л.И., Тынышбаева А.А. Роль государственных служащих в процессе формирования репутации государственного аппарата. Вестник университета «Туран». 2023;(1):297-310. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-297-310
Аязбекова С.Ш. Имидж власти как средство эффективного государственного управления // Эффективное государственное управление в современных условиях: Материалы Международной научно-практической конференции. - Астана, 18 сентября 2003 г. /Под общ. ред. З.К. Турисбекова, А.С. Серикбаева; Отв.ред. Г.Р. Абрахимов, С.Ш. Аязбекова. - Астана: Академия гос. службы при Президенте РК, 2003. – С.262-266
Antoniades N., Mohr I. Strengthening U.S. Politicians’ Reputation. Soc 57, 41–52 (2020). https://doi.org/10.1007/s12115-019-00439-5
Guisinger A., & Smith A. (2002). Honest threats: The interaction of reputation and political institutions in international crises. Journal of Conflict Resolution, 46(2), 175-200.
Bjørnå H. (2021). Reputational assets for local political leadership. Heliyon, 7(8).
Wæraas A., & Byrkjeflot H. (2012). Организации государственного сектора и управление репутацией: пять проблем. Международный журнал государственного управления, 15 (2), 186–206. https://doi.org/10.1080/10967494.2012.702590
Ким Л. М. Политическая имиджелогия - Алматы : Казак университетi, 2012. - 207 с.;
Аязбекова С. Ш. Имидж и этика государственного служащего : учебное пособие / С.Ш Аязбекова. - Астана : Академия гос.службы при Президенте РК, 2004. - 210 с.;
Аюбаева С.С., Кусаинова Л.И., Тынышбаева А.А. Роль государственных служащих в процессе формирования репутации государственного аппарата. Вестник университета «Туран». 2023;(1):297-310. https://doi.org/10.46914/1562-2959-2023-1-1-297-310
Аюбаева С.С., Кусаинова Л.И., Ибраева А.С. Имидж: понятие, сущность и основные направления повышения его эффективности // Экономическая серия вестника ЕНУ имени Л.Н. Гумилева, №3, 2021. – С. 83-91.
Садвокасова А.К. Публичный имидж государственной службы: опыт социологических исследований в Казахстане // Мониторинг. 2008. №1 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/publichnyy-imidzh-gosudarstvennoy-sluzhby-opyt-sotsiologicheskih-issledovaniy-v-kazahstane (дата обращения: 15.02.2025), С. 149-153.
Садвокасова А.К., Суимбаева Э.Н., Зайниева Л.Ю. (2024). Состояние и пути совершенствования государственной службы Республики Казахстан. Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии, 88(2), 96–113. https://doi.org/10.26577/jpcp.2024.v88-i2-010
Агубаев Н. Опыт реформирования государственной службы в странах ОЭСР и Казахстане: итоги и перспективы. – Астана: Центр исследований, анализа и оценки эффективности, 2024. – 210 с.
Агубаев Н. (2024). К вопросу об образе государственного служащего. Государственное управление и государственная служба, (2(89), 2-15. https://doi.org/10.52123/1994-2370-2024-1201
Kosherbayeva, A., & Bokayev, B. (2024). Лидерство и возможности государственной службы Республики Казахстан. Государственное управление и государственная служба, (1 (88)), 64-74. https://doi.org/10.52123/1994-2370-2024-1204
Казахстан на пути к устойчивому развитию. Научное издание под редакцией Кошербаевой А.Б. – Астана: Казахстанский институт стратегических исследований при Президенте Рк, 2024. – 54 с.
ОФ «Центр социальных и политических исследований «Cтратегия» - рейтинг управленческой элиты РК https://www.ofstrategy.kz/ru/research/project-portrait (дата обращения: 01.02.2024)
Центр актуальных исследований «Альтернатива». Аналитика. https://alternativakz.com/category/analytics/ (дата обращения: 01.02.2024)
Социальное самочувствие населения РК: итоги 2024 года https://www.ofstrategy.kz/ru/research/socialresearch/item/901-sotsialnoe-samochuvstvie-naseleniya-rk-itogi-2024-goda (дата обращения: 05.02.2024)
Послание Главы государства Касым-Жомарта Токаева народу Казахстана «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм», 2 сентября 2024 г. https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-spravedlivyy-kazahstan-zakon-i-poryadok-ekonomicheskiy-rost-obshchestvennyy-optimizm-285014
Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях https://stat.gov.kz/ru/sustainable-development-goals/goal/16/ (дата обращения: 05.02.2024)
«Многое зависит от уровня нашей активности» - Андрей Чеботарев о работе Курултая, 2024 https://liter.kz/andrei-chebotarev-kurultai-ploshchadka-dlia-dialoga-vnutri-kazakhstanskogo-obshchestva-1709206033/ (дата обращения: 05.02.2024)
Эксперт Ильдар Калиев: «Выборность акимов – это уже часть наследия Президента Токаева», 2024. https://dknews.kz/ru/eksklyuziv-dk/342343-ekspert-ildar-kaliev-vybornost-akimov-eto-uzhe-chast (дата обращения: 05.02.2024)
Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства 28 января 2025 года https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-2801458
Imanbekova A., Stavbunik E., & Filuk G. (2024). Improving the system of public administration of regional development in the context of digitalization. Государственное управление и государственная служба, (1 (88), 36-47. https://doi.org/10.52123/1994-2370-2024-1171
Amagoh F., Soltys D. Drivers of effective e-government implementation: trajectory of Kazakhstan’s e-government rankings // Государственное управление и государственная служба, (4 (71), 4-10. https://journal.apa.kz/index.php/path/article/view/66/47
Правительством принята Концепция по развитию искусственного интеллекта на 2024-2029 годы https://primeminister.kz/ru/news/pravitelstvom-prinyata-kontseptsiya-po-razvitiyu-iskusstvennogo-intellekta-na-2024-2029-gody-28786 (дата обращения: 05.02.2024)
Цифровые технологии будут широко внедряться во всех сферах жизнедеятельности Казахстана https://primeminister.kz/ru/news/press/tsifrovye-tekhnologii-budut-shiroko-vnedryatsya-vo-vsekh-sferakh-zhiznedeyatelnosti-kazakhstana-29518 (дата обращения: 05.02.2024)
Эксперты КИСИ подвели итоги года, назвав наиболее значимые тренды, события и достижения 2024 года https://kisi.kz/ru/eksperty-kisi-podveli-itogi-goda-nazvav-naibolee-znachimye-trendy-sobytiya-i-dostizheniya-2024-goda/ (дата обращения: 01.01.2024)
Чеботарёв А. Реформы в Казахстане: от намерений к действиям. Аналитический доклад, 2021. с. 49.
Искиндирова Ж., Бактиярова Г., Айжарыков Н., & Балманова А. (2024). Каналы коммуникации на государственной службе в Республике Казахстан: оценка эффективности и выявление барьеров. «Мемлекеттік аудит – государственный аудит», 64(3), 163–170. https://doi.org/10.55871/2072-9847-2024-64-3-163-170
Скотт Р.Харрис. Приглашение в социологию эмоций, 2020. – М. 224 с.
Дополнительные файлы
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2025 Айгерим Жунусова

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.