Анализ фискальной децентрализации в Казахстане
DOI:
https://doi.org/10.52123/1994-2370-2022-651Ключевые слова:
бюджетная децентрализация, автономия местных исполнительных органов, подотчетность, распределение доходов, КазахстанАннотация
Фискальная децентрализация дает ряд преимуществ для управления государственным сектором, включая экономический рост, подотчетность и отзывчивость государственных чиновников к местным требованиям и потребностям. Повышение автономии в отношении доходов и расходов за счет разделения контроля над различными налоговыми базами между центральным и региональным правительством потенциально может способствовать повышению эффективности и подотчетности местного управления. Казахстан, будучи унитарным государством, имеет все решения по сбору и распределению доходов, принимаемые центральным правительством. Распределение по регионам производится на основе определенных критериев, таких как размер, демография, важность региона для национальной экономики и т.д. Это означает, что региональные и местные органы власти имеют мало стимулов для разработки средств, которые могли бы генерировать внутренние доходы. Это позволит местным чиновникам переложить вину на правительство за их недостатки в предоставлении государственных услуг. Целью данной статьи является изучение того, как предоставление большей подотчетности и полномочий по получению доходов регионам Казахстана улучшит предоставление государственных услуг и окажет совокупное макроэкономическое воздействие и рост для страны в целом. Методология основана на использовании вторичных источников (таких как правительственные отчеты, программные документы и т.д.). Документ вносит свой вклад в накопление знаний, предупреждая, что финансовая децентрализация без подотчетности местному населению ограничивает преимущества реагирования на местные потребности, в то же время подчеркивая важность местной фискальной автономии для финансовых показателей.