РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРИМЕР АМЕРИКАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ
DOI:
https://doi.org/10.52123/1994-2370-2025-1443Ключевые слова:
стратегии, цифровизация, высшее образование, университеты США, цифровая инфраструктура, IT-политикаАннотация
Постоянное развитие цифровых технологий требует изучения передового опыта их совершенствования и внедрения для разработки эффективных страновых стратегий цифровизации систем высшего образования, в частности, Республики Казахстан. В статье анализируются тенденции цифровизации системы высшего образования на примере ведущих американских университетов: Университета Миннесоты, Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе (UCLA), Колумбийского университета и Аризонского государственного университета (ASU), с позиции имплементации их опыта для формирования устойчивой стратегии цифровизации системы высшего образования Казахстана. Данные проанализированы с использованием методов тематического анализа, который позволил выделить ключевые темы и тенденции, связанные с цифровизацией системы высшего образования. На основе метода диалектики познания изучены процессы цифровизации образования. Системный подход позволил рассмотреть текущие цифровые инициативы и образовательные технологии в ведущих американских университетах в целях определения наиболее подходящих из них для цифровизации системы образования в Казахстане. Авторы делают вывод, что модели цифровой трансформации, успешно реализованные в ведущих американских университетах, открывают возможности для значительного улучшения качества и доступности высшего образования в Казахстане. Для этого необходимы стратегические инвестиции в создание централизованной цифровой инфраструктуры, поддерживающей онлайн-обучение и внедрение инновационных образовательных и управленческих технологий. Важным элементом является создание специализированного центра, который будет заниматься разработкой рекомендаций по использованию новых технологий, включая генеративный искусственный интеллект, и обеспечивать профессиональное развитие преподавателей в этой сфере. Также рекомендуется создать национальный центр цифрового образования для проведения исследований и разработки инновационных учебных технологий и материалов. Главным результатом должна стать разработка стратегий цифровизации на уровне университетов и государства с учетом необходимости решения вопросов цифрового неравенства путем обеспечения доступа к необходимым устройствам и интернету для всех студентов, что актуально в условиях региональных различий и территориальной удаленности.