АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Авторы

  • Жанель Бегалиева Академия Государственного управления при Президенте Республики Казахстан
  • Ларри Ката Бэкер Университет штата Пенсильвании

DOI:

https://doi.org/10.52123/1994-2370-2025-1504

Ключевые слова:

государственное управление, образование, децентрализация, стратегии планирования, школьное образование, сравнительный анализ, цифровизация, европейский опыт

Аннотация

В условиях цифровизации, социально-экономических преобразований и усиливающейся конкуренции в сфере человеческого капитала эффективное стратегическое планирование школьного образования становится ключевым фактором развития национальных образовательных систем. Настоящее исследование посвящено сравнительному анализу стратегий планирования школьного образования в ведущих странах Европы — Финляндии, Великобритании, Германии, Италии и Литве — с целью формирования показателей для Казахстана на основе их опыта с учетом национальной специфики. В рамках анализа рассматриваются государства, демонстрирующие высокие результаты в международных исследованиях качества образования (PISA, OECD Education at a Glance) и характеризующиеся развитой политикой децентрализации и цифровизации. Цель исследования заключается в выявлении эффективных стратегий и моделей международного планирования, а также в разработке практических рекомендаций для обеспечения результативной образовательной политики в Казахстане. В статье проанализированы основные направления образовательных стратегий и нормативно-правовые документы различных стран. Систематизированы сходства и различия подходов к планированию школьного образования в странах Европы и Казахстане, предложены стратегии по усилению децентрализации, развитию гибких образовательных траекторий, повышению прозрачности и адаптивности системы, а также расширению участия бизнеса в процессе планирования. Научная ценность исследования заключается в формулировании обоснованных предложений по совершенствованию стратегии управления школьным образованием в Казахстане с учетом лучших мировых практик и национальных особенностей.

Библиографические ссылки

AT THE OECD. (2022). Educational policy perspectives until 2022: changing approaches to lifelong learning. Paris: OECD Publishing House. https://www.oecd.org/education/education-policy-outlook/

The OECD. (2019). PISA 2018 Results (Volume I): What students know and can do. Paris: OECD Publishing House. https://www.oecd.org/pisa/publications/pisa-2018-results.htm

The World Bank. (2021). Improving the quality of education in Central Asia. Washington, DC: World Bank Group. https://documents.worldbank.org/

UNESCO. (2023). Global Education Monitoring Report for 2023: Technology in education – a tool on whose terms? Paris: UNESCO. https://www.unesco.org/reports/global-education-monitoring-report

The European Commission. (2020). Digital Education Action Plan (2021-2027): Adapting education and training to the digital age. Brussels: European Commission. https://education.ec.europa.eu

The Government of Kazakhstan. (2019). The State Program for the development of education and Science for 2020-2025. Nur Sultan. https://adilet.zan.kz/rus/docs/P1900000988

Ministry of Education and Science of Lithuania. (2021). The Education Development Program for 2021-2030. Vilnius. https://www.smm.lt

Ministry of Education and Culture of Finland. (2021). Education and research for 2021-2030: A development plan. Helsinki. https://okm.fi/en

The British Ministry of Education. (2016). Improving the quality of education worldwide: An official document. London. https://www.gov.uk/government/publications/educational-excellence-everywhere

MIUR (Italy). (2015). National Digital Piano. Rome. https://www.miur.gov.it/web/guest/scuola-digitale

Minister of Culture (KMK, Germany). (2016). Publication in digitalen Welt magazine. Bonn. https://www.kmk.org

Sahlberg, P. (2021). Finnish Language Lessons 3.0: What can the world learn from the changes in education in Finland? New York: Teachers College Publishing House.

Barber M., Donnelly K., Rizvi S. (2012). Oceans of innovation: The Atlantic, the Pacific, global leadership, and the future of education. London: Institute for Public Policy Research. https://www.ippr.org/publications/oceans-of-innovation

Schleicher A. (2018). World Class: How to build a 21st century school system. Paris: OECD Publishing House.

The Republic of Kazakhstan. (2007). The Law on Education, No. 319-III, was adopted on July 27, 2007. https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z070000319_

The Constitution of Finland. (1999). Section 16: Rights to education. https://www.finlex.fi/en/laki/kaannokset/1999/en19990731

The British Parliament. (1996). The Education Act of 1996. https://www.legislation.gov.uk/ukpga/1996/56/contents

The Italian Parliament. (2015). Legal aid: Law No. 107/2015. https://www.normattiva.it/

The Republic of Lithuania. (1991). The Law on Education, No. I-1489. https://e-seimas.lrs.lt/

The OECD Library. (n.d.). Database on education. https://www.oecd-ilibrary.org/education

The World Bank. (n.d.). A systematic approach to improving educational outcomes (SABER). https://saber.worldbank.org/

UNESCO Institute of Statistics. (n.d.). Educational data portal. http://uis.unesco.org/

The Hechinger report. (New York). What The 2018 PISA International Ranking Tells Us About US Schools. https://hechingerreport.org/what-2018-pisa-international-rankings-tell-us-about-u-s-schools/

National Education Association. (n.d.) PISA 2018: Insignificant progress in the USA – What do the results really say? https://www.nea.org/nea-today/all-news-articles/pisa-2018-slight-us-progress-what-do-results-really-tell-us

The OECD. (2023). PISA 2022 results (Volume I). https://www.oecd.org/en/publications/pisa-2022-results-volume-i_53f23881-en.html

Business insider. (2016). PISA World Ranking in Mathematics, Science and Reading skills. https://www.businessinsider.com/pisa-worldwide-ranking-of-math-science-reading-skills-2016-12

keeper. (2013). PISA results: Which country has the best students in reading, mathematics, and science? https://www.theguardian.com/news/datablog/2013/dec/03/pisa-results-country-best-reading-maths-science

Statistics. Finland: The share of government spending on education in GDP. https://www.statista.com/statistics/530295/finland-share-of-public-expenditure-on-education-in-the-gdp/

Statistics. (New York). Great Britain: The share of education spending in GDP. https://www.statista.com/statistics/302002/uk-education-spending-as-a-share-of-gdp/

Statistics. Italy: Education expenditures as a percentage of GDP. https://www.statista.com/statistics/646506/education-spending-as-share-of-gdp-in-italy/

Statistics. Germany: Spending on education as a percentage of GDP. https://statbase.ru/data/deu-education-expenditure-share-of-gdp/

Government database. (n.d.) Lithuania: The share of education expenditures in GDP. https://statbase.ru/data/ltu-education-expenditure-share-of-gdp/

Дополнительные файлы

Опубликован

2025-09-26

Как цитировать

Бегалиева, Ж., & Backer, L. C. . (2025). АНАЛИЗ ЕВРОПЕЙСКОГО ОПЫТА СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ. Государственное управление и государственная служба, 3(94), 37–50. https://doi.org/10.52123/1994-2370-2025-1504

Выпуск

Раздел

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА

Похожие статьи

<< < 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 > >> 

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.